Гоббс, Томас Содержание Биография | Воззрения | Основные...
Родившиеся 5 апреляРодившиеся в 1588 годуУмершие 4 декабряУмершие в 1679 годуУмершие в ДербиширеВыпускники Магдален-колледжаПерсоналии по алфавитуФилософы по алфавитуФилософы АнглииФилософы XVII векаПерсоналии:ЭтикаПолитические философыМонархистыВыпускники Оксфордского университетаПолитологи Великобритании
англ.5 апреля1588 годаУилтширАнглия4 декабря1679 годаДербиширАнглияфилософматериалисттеории общественного договораприходскогосвященникавикариемОксфордский университетMagdalen HallКавендишаБеном ДжонсономФрэнсисом БэкономГалилео ГалилеемФренсис БэконГалилео ГалилейПьер ГассендиРене ДекартИоганн КеплермеханистическогоматериализмасубстанцииГеометриямеханикалогическую дедукциюиндукциюЭтикаприроды человекаГосударствовойны всех против всехправового позитивизмасувереномформах государствамонархиицерквирелигиивойна всех против всехобщественного договоратеории рационального выбора
Гоббс, Томас
проверки требуют 8 правок.
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Томас Гоббс | |
---|---|
Thomas Hobbes | |
Thomas Hobbes | |
Дата рождения | 5 апреля 1588(1588-04-05)[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 4 декабря 1679(1679-12-04)[1][2][…](91 год) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Альма-матер |
|
Язык(и) произведений | английский |
Школа/традиция | Эмпиризм, Общественный договор |
Направление | Философия, Политическая философия, Политология, Теория государства и права |
Период | Философия XVII века |
Основные интересы | Теория государства и права, История, Этика, Геометрия, Философия |
Значительные идеи | теория общественного договора; представления о естественном состоянии человека, как о «войне всех против всех», первая законченная система механистического материализма; теория демократии; теория государственного суверенитета |
Оказавшие влияние | Платон, Аристотель, Гроций, Фрэнсис Бэкон |
Испытавшие влияние | Джон Локк, Жан-Жак Руссо |
Цитаты в Викицитатнике | |
Медиафайлы на Викискладе |
То́мас Гоббс (англ. Thomas Hobbes; 5 апреля 1588 года, Уилтшир, Англия — 4 декабря 1679 года, Дербишир, Англия) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
Содержание
1 Биография
2 Воззрения
2.1 Философские воззрения
2.2 Социально-философские идеи о политике и праве
2.2.1 Трактат «Левиафан»
3 Основные сочинения
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Биография |
Родился в семье не отличавшегося глубокой образованностью вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу[5]. Воспитывался состоятельным дядей, который хорошо знал античную литературу и классические языки. В 1603 году он поступил в Оксфордский университет (Magdalen Hall), который окончил в 1608 году[6].
В том же году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика, впоследствии первого графа Девонширского. До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, ставшим его покровителем. Благодаря ему Гоббс познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. В 1621–26 гг. сотрудничал с Ф. Бэконом, что имело для Гоббса большое значение. После смерти в 1628 году Кавендиша (в 1626 г. унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии, где в 1636 году встречается с Галилео Галилеем.
В 1640 году в Англии фактически началась революция, и Гоббс вместе со множеством роялистов эмигрировал в Париж, где пробыл до 1651 года. Именно в Париже окончательно созрел план его философской системы. Когда революция в Англии пришла к диктатуре Кромвеля, Томас разошелся с роялистской партией и вернулся в Лондон. Уже в Лондоне в 1651 году он опубликовал на английском языке своё самое объемное сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Воззрения |
На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Френсис Бэкон, Галилео Галилей, Пьер Гассенди, Рене Декарт и Иоганн Кеплер.
Гоббс первым озвучил мнение о том, что Моисей не являлся основным автором Пятикнижия[7].
Философские воззрения |
Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».
Социально-философские идеи о политике и праве |
Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства — монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путём договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством.
Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Трактат «Левиафан» |
Трактат «Левиафан» выделяет три момента становления политического организма:
- Естественное состояние
- Переход к государству (общество)
- Государственное (общественное) состояние.
В естественном состоянии происходит «война всех против всех». Естественные законы (стремление к миру, выполнения заключенных условий, отказ каждого от части своих прав) не ведут к миру и безопасности. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государство.
Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.
Особое внимание Томас Гоббс уделял проблемам мятежей и восстаний в государстве — этому посвящена глава XII его произведения «De Cive», вышедшего в 1642 г. (в русск. варианте — «Философские основания учения о гражданине»).
«В государстве, граждане которого устраивают мятежи, имеются налицо и должны быть отмечены три начала: во-первых, учения и склонности, противные миру, предрасполагающие людей к мятежу; во-вторых, те склонности, которые уже предрасположенных склоняют, призывают и направляют к отделению и к оружию; в-третьих, способ, которым всё это происходит, или само восстание».
«Для существования этой надежды нужны четыре условия: число, орудия, взаимное доверие и вожди».
«Если у людей, настроенных враждебно и измеряющих правомерность своих действий собственным судом, будут соблюдены эти четыре условия, для возникновения восстания и смятения в государстве не нужно больше ничего, кроме кого-нибудь, кто бы их подстрекал и возбуждал».[8]
По мнению современных исследователей, рассуждения и высказывания Гоббса о возникновении социального протеста дали основу двум популярным во второй половине XX в. теориям: теории относительной депривации и теории рационального выбора.[9]
Основные сочинения |
- The Elements of Law, Natural and Politic (Элементы права, естественные и политические) (1640)
- Treatise on Human Nature (Трактат о человеческой природе) (1650)
- Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (Философские рудименты, касающиеся правительства и общества)(1651)
- Философская трилогия «Основы философии жизни »:
«О теле» (1655);
«О человеке» (1658);
«О гражданине» (1642);
- «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).
- Letters upon Liberty and Necessity (Письма о свободе и необходимости) (1654)
- The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance (Вопросы о свободе, необходимости и шансе) (1656)
- Сочинения, опубликованные после смерти
- A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году)
- Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в 1681 году)
- Современные издания
- Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. — L., 1839-45.
- The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. — L., 1839-45
- В русском переводе:
- * Левиафан — СПб., 1868 — запрещён цензурой.
- * Избранные сочинения, т. 1-2. — М. — Л., 1926.
- * Избранные произведения, т. 1-2. — М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8).
Примечания |
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ 12 Архив по истории математики Мактьютор<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q547473"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1563"></a>
↑ 12 Encyclopædia Britannica<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>
↑ LIBRIS — 2012.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1182"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1798125"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P5587"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P906"></a>
↑ Бертран Рассел. История западной философии Архивная копия от 23 декабря 2007 на Wayback Machine
↑ Радлов Э. Л. Гоббс, Фома // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ en:Richard Elliott Friedman, [1]
↑ Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине.. — М.-Минск: АСТ, Харвест, 2001. — С. 158, 167-168.
↑ Шульц Э. Э. Технологии бунта. (Технологии управления радикальными формами социального протеста в политическом контексте). — М.: Подольская фабрика офсетной печати, 2014. — С. 403—405. — 512 с. — ISBN 978-5-7151-0406-9.
Литература |
- на русском языке
- Гоббс, Томас / Б. Э. Быховский // Газлифт — Гоголево. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 6).
Вальденберг В. Э. Закон и право в философии Гоббеса. М., 1900.- «Под знаменем марксизма». — 1938. — № 6. (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера).
Делёз Ж. Лекции о Спинозе. 1978—1981. — М.: Ад Маргинум Пресс, 2016. Лекции 3-4.
Мееровский Б. В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. — 208 с. — (Мыслители прошлого). — 50 000 экз.
Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М., 1990. — С. 104—122.
Михаленко Ю. П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении)// Историко-философский ежегодник. — М., 1986. — С. 104—124.
Немченко И. В. Томас Гоббс о причинах и характере английской революции середины 17 в. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1999. — Вип. 9. — С. 233—246.- Гоббс / В. В. Соколов // Гермафродит — Григорьев [Электронный ресурс]. — 2007. — С. 280. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 7). — ISBN 978-5-85270-337-8.
- Гоббс / В. В. Соколов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
Оукшотт М. Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса // Оукшотт М. Рационализм в политике и другие статьи. — М.: Идея-Пресс, 2002.
Тесля А. А. Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса. — 2006.
Филиппов А. В. Критика Левиафана // Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / Пер. с немецкого Д. В. Куницына. — СПб: «Владимир Даль», 2006. — С. 5-100.
Ческис А. А. Томас Гоббс. — М., 1929.
Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса / Пер. с немецкого Д. В. Куницына. — СПб: «Владимир Даль», 2006. — 300 с.
Штраус Л. Естественное право и история. — М.: Водолей, 2007. - 312 с.
Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. - М.: Новое Литературное Обозрение, 2004. - 800 с. ISBN: 5-86793-279-6
- на других языках
Balibar E. L'institution de la veritici Hobbes et Spinosa // Balibar E. Lieux et noms de la verite. - Paris: Ed. de l'aube, 1994.
Hepburn R. Hobbes on the Knowledge of Good // Hobbes and Rousseaul. Ed. by Mauricc Cranston and Richard S. Peters. Garden City: Dohbledey, 1972.
Tönnies F. Thomas Hobbes, der Mann und der Denker. — Osterwieck, 1912.
Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. — P., 1952.
Peters R. Hobbes. — L., 1956.
Piotrowski R.: Od materii Świata do materii Państwa. Z filozofii Tomasza Hobbesa. — Kraków, 2000.- Hobbes studies, ed. by K. C. Brown. — Oxford, 1965.
Marsche G. Zum «Leviathan» von Karl Scymitt // Smitt K. Leviathan in Staatslehere von Thomas Gobbes. Sinn und Fehlschlag eines politischen Symbols. Mit einev Anhang sowie mit einem Nachwort des Herausgebers. Köln: Hohenheim, 1982. S. 243—244.
McNeilly F. S. The anatomy of Leviathan. — N. Y. — L., 1968.
Gauthier D. P. The logic of Leviathan. — Oxford, 1969.
Skinner Q Review Article. Hobbes’s «Leviathan» // The Historikal Jornal.1964. Vol. 7, 2. P. 321—333.
Skinner Q. Visions of Politics. Volume 3. Hobbes and Civil Science. — Cambridge, 2002.
Warrender H. Politikal Theory and Historiography: a Reply to Professor Skinner on Hobbes. // The Historikal Jornal.1979. Vol. 33, #4. P. 931—940.
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{width:19em;box-sizing:border-box;margin:0 0 .5em 1em;padding:.4em;background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;font-size:90%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-header{margin-bottom:.2em;padding:.2em .6em;font-size:110%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li{display:flex;padding:.2em .6em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .image{min-width:24px;display:inline-block;margin-right:.4em;flex:none;vertical-align:top;text-align:center}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .image img{vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .label{align-self:center}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li hr{width:100%;margin:0}@media(max-width:619px){.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}
Ссылки |
Гоббс, Томас в библиотеке Максима Мошкова
Гоббс Т. «Левиафан» Библиотека ИФ РАН.
Категории:
- Родившиеся 5 апреля
- Родившиеся в 1588 году
- Умершие 4 декабря
- Умершие в 1679 году
- Умершие в Дербишире
- Выпускники Магдален-колледжа
- Персоналии по алфавиту
- Философы по алфавиту
- Философы Англии
- Философы XVII века
- Персоналии:Этика
- Политические философы
- Монархисты
- Выпускники Оксфордского университета
- Политологи Великобритании
(RLQ=window.RLQ||[]).push(function(){mw.config.set({"wgPageParseReport":{"limitreport":{"cputime":"1.104","walltime":"1.570","ppvisitednodes":{"value":6074,"limit":1000000},"ppgeneratednodes":{"value":0,"limit":1500000},"postexpandincludesize":{"value":90254,"limit":2097152},"templateargumentsize":{"value":16016,"limit":2097152},"expansiondepth":{"value":15,"limit":40},"expensivefunctioncount":{"value":22,"limit":500},"unstrip-depth":{"value":0,"limit":20},"unstrip-size":{"value":8814,"limit":5000000},"entityaccesscount":{"value":25,"limit":400},"timingprofile":["100.00% 1478.370 1 -total"," 63.33% 936.261 1 Шаблон:Философ"," 61.45% 908.501 1 Шаблон:Карточка"," 39.43% 582.903 17 Шаблон:Wikidata"," 13.25% 195.893 3 Шаблон:Публикация"," 13.22% 195.493 1 Шаблон:Wikidata/p569"," 8.63% 127.591 1 Шаблон:Внешние_ссылки"," 7.14% 105.523 1 Шаблон:НФЭ"," 5.29% 78.189 1 Шаблон:БСЭ3"," 4.79% 70.828 1 Шаблон:Примечания"]},"scribunto":{"limitreport-timeusage":{"value":"0.802","limit":"10.000"},"limitreport-memusage":{"value":8974004,"limit":52428800},"limitreport-logs":"Loaded datatype time of P582 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/confignLoaded datatype wikibase-item of P6886 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/confignLoaded datatype wikibase-item of P135 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/confignLoaded datatype wikibase-item of P2348 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/confignLoaded datatype wikibase-item of P737 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/confign"},"cachereport":{"origin":"mw1263","timestamp":"20190904112533","ttl":2592000,"transientcontent":false}}});});{"@context":"https://schema.org","@type":"Article","name":"u0413u043eu0431u0431u0441, u0422u043eu043cu0430u0441","url":"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D1%81,_%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81","sameAs":"http://www.wikidata.org/entity/Q37621","mainEntity":"http://www.wikidata.org/entity/Q37621","author":{"@type":"Organization","name":"Contributors to Wikimedia projects"},"publisher":{"@type":"Organization","name":"u0424u043eu043du0434 u0412u0438u043au0438u043cu0435u0434u0438u0430","logo":{"@type":"ImageObject","url":"https://www.wikimedia.org/static/images/wmf-hor-googpub.png"}},"datePublished":"2005-03-28T17:30:18Z","dateModified":"2019-09-03T11:02:32Z","image":"https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d8/Thomas_Hobbes_%28portrait%29.jpg","headline":"u0430u043du0433u043bu0438u0439u0441u043au0438u0439 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444-u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043bu0438u0441u0442"}(RLQ=window.RLQ||[]).push(function(){mw.config.set({"wgBackendResponseTime":156,"wgHostname":"mw1325"});});